Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста
в процессе воспитания основ экологической культуры с учётом ФГОС ДО
Такмакова Ольга Владимировна, заведующий
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 57 «Алёнушка» города Рубцовска
Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый 17 октября 2013г. приказом Министерства образования и науки РФ за № 1155 и вступивший в силу с 1 января 2014 года, направлен на обеспечение формирования общей культуры, развития интеллектуальных личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.
В число основных принципов дошкольного образования, отмеченных в ФГОС ДО, включаются: поддержка инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Поскольку одним из направлений работы нашего детского сада много лет является воспитание основ экологической культуры дошкольников через все виды детской деятельности, непосредственное общение с природой является средством развития познавательной активности детей. Именно в дошкольном возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для развития познавательных интересов, воображения, творчества, расширения кругозора, эрудиции.
Целостная система экологического воспитания в ДОУ № 57 «Алёнушка» направлена на решение следующих задач:
1.Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
2.Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
3.Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Несомненно, эти задачи созвучны задачам познавательного развития, отраженным в ФГОС ДО:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Экологическое воспитание красной нитью проходит через все пять образовательных областей, предлагаемых ФГОС. Коллективом детского сада разработана целевая программа «Мир природы», в каждую образовательную область внесено экологическое содержание, разработаны примерные перспективные планы деятельности для всех возрастных групп. Остановимся подробнеее на осуществлении экологического воспитания в процессе освоения образовательной области «Познание».
Основной целью данной образовательной области является развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, нтеллектуально-познавательные и нтеллектуально-творческие.
Определяющим в формировании отношения дошкольников к природе является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательной интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы.
Ознакомление с природой предусматривает соблюдение принципа гетерогенности экологической деятельности, который заключается в педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование активных форм (методов) познавательной деятельности. Ведь, по словам В. Вересова, «ребёнка невозможно научить любить и беречь абстракции, даже если они правильно сформированы». Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности. Хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих-то наблюдений. Во время наблюдений задействуются все органы чувств ребенка. Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые творят целостность и логическую завершенность в системе «природа – человек – общество – природа». Однако, спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который должен знать, не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
В овладении естественными знаниями, как и знаниями о человеке в области «Познание» приоритетной должна стать поисково-исследовательская деятельность. Она гармонично интегрирует всю многогранность не только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении их приобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности дошкольника. В связи с этим необходимо оптимизировать деятельность воспитателя и воспитанников как фактор формирования экологической культуры личности путем внедрения ее самой рациональной формы – поисково-исследовательской, в основу которой заложена целостная система взаимодействующих и целеустремленных средств влияния на детей.
Поисково-исследовательская деятельность – это организованная педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. А фиксация успеха, достигнутого каждым конкретным ребёнком, позволяет поддерживать стремление к познанию.
При отборе содержания необходимо учитывать научность и доступность понятий. На каждом возрастном этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходят в понятия, которые превращаются в знания.
Реализуется принцип «СПИРАЛИ», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, идут из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественно-научные представления и понятия, постигая более сложные приёмы и методы. Очень важно помнить об интегрированном подходе: воспитатель с детьми наблюдает, рассматривает, обсуждает, анализирует и т. д., а свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.
Безусловно, познавательное развитие в детском саду не должно сводиться только к формированию у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. Большое внимание уделяется формированию элементов познавательной культуры, а именно:
-развитию умения задавать вопросы;
-осуществлять самостоятельный поиск ответов на них;
-развитию креативных способностей;
-развитию самостоятельности в познавательной деятельности.
Это в полной мере отвечает требованиям ФГОС к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования:
- ребёнок проявляет любознательность,
- задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
- интересуется причинно-следственными связями,
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,
- склонен наблюдать, экспериментировать,
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт,
- знаком с произведениями детской литературы,
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Детский сад является первым звеном комплекса непрерывного экологического образования «Детский сад – школа – дополнительное образование». Поэтому цель педагогов - формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Пути реализации:
· Создание условий (материальная база, экологизация развивающей среды, программное обеспечение).
· Повышение экологической культуры педагогов.
· Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента.
· Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение детей в активную деятельность.
· Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
· Поддержание преемственности в работе по экологическому воспитанию со школой и ЦВР «Малая Академия».
Воспитание начал экологической культуры у дошкольников в огромной степени зависит от экологической грамотности и педагогического мастерства воспитателей. Поэтому условием эффективности экологического воспитания является постоянное совершенствование педагогов. Для них проводятся семинары, консультации, семинары - практикумы, педсоветы, творческие отчеты, конкурсы, открытые занятия. Работа с педагогическим коллективом ставит целью вооружить воспитателей конкретными знаниями о природе, расширить их кругозор, познакомить с экологическими проблемами страны, края города, с одной стороны, и дать знания о конкретных программах, формах и методах работы по экологическому воспитанию, с другой стороны.
Планомерная работа с кадрами, понимание воспитателями и специалистами значимости экологических проблем - все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми. Особое внимание уделяется интеграции экологического воспитания с другими сторонами воспитательно-образовательной работы, улучшению координации работы всех специалистов, работающих в детском саду.
|